Патриарх К-польский (27 нояб. 1688 - 7 марта 1689). Н. род. в Эпире. Впервые Н. упоминается в источниках как диакон будущего патриарха Парфения II в бытность того митрополитом Янинским. В 1639 г. Н. прибыл в Адрианополь в связи с избранием Парфения на Адрианопольскую кафедру. В 1644 г. Парфений взошел на К-польский престол, а Адрианопольскую кафедру передал Н. Из-за финансовых разногласий Н. вступил в конфликт с прежним покровителем, был смещен в янв. 1650 г. (томос о низложении: Γεδεών. 1913. Σ. 46-51), но восстановлен на кафедре в июне 1651 г., с началом 2-го Патриаршества Иоанникия II Линдиоса. Н. поддерживал тесные отношения с Дунайскими княжествами, неоднократно посещал Валахию.
В годы митрополичьего служения Н. вел активную переписку с интеллектуалами и выдающимися церковными и политическими деятелями эпохи. Эта переписка частично сохранилась в рукописи Athen. CPolit. Metoch. S. Sep. 553. Fol. 471-628 (описание см. в: Παπαδόπουλος-Κεραμεύς ᾿Α. ῾Ιεροσολυμητικὴ βιβλιοθήκη. Πετρούπολις, 1915. Τ. 5. Σ. 110-113). Согласно каталогу К. Сафы, рукопись содержит в т. ч. обширную переписку Н. с патриархами Иерусалимскими Нектарием и Досифеем II Нотарой, патриархом Александрийским Иоанникием, митр. Газским Паисием Лигаридом (Σάθας. ΜΒ. Τ. 3. Σ. 515-518). По словам корреспондентов Н., в Адрианополе им была собрана обширная б-ка. В 1672 г. патриарх Нектарий послал Н. книгу воспоминаний Сильвестра Сиропула о Ферраро-Флорентийском Соборе (Γεδεών. 1913. Σ. 7). Благодаря посредничеству Паисия Лигарида слава об учености Н. достигла ушей рус. царя Алексея Михаловича и в 1665 г. он приглашал его приехать на Русь для участия в обсуждении дела удалившегося патриарха Никона (Ibid. Σ. 33-35), но сведений о прибытии Н. в Москву нет.
Собрание писем остается практически не исследованным. В 1883 г. его изучал, находясь в К-поле, рус. византинист И. Е. Троицкий, но результаты этой работы не опубликованы (Герд. 2004. С. 33). Крупные отрывки из писем и отдельные послания приводятся М. Гедеоном (Γεδεών. 1913. Σ. 28-42). Полноценно исследована переписка Н. с митр. Нисским Германом (Локросом), включающая 26 писем (Tsourkas. 1970. P. 79-81, 118-120). Другой кодекс с перепиской Н. хранится на Афоне (Ath. Iber. 731. Fol. 62-82), но точный состав писем в нем неизвестен (Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1900. Vol. 2. N 4851. P. 213). В румын. архивах сохранилась переписка Н. с ученым Иоанном Комнином Моливдом (буд. митр. Доростольским Иерофеем), относящаяся к 1681-1686 гг. Из посланий митр. Иерофея следует, что Н. снабжал его книгами, которые затем использовались в обучении буд. молдавского господаря Димитрия Кантемира, в т. ч. сочинениями по истории Византии (трудами Никифора Григоры и Лаоника Халкокондила) и Дунайских княжеств (Πάντος. 2007. Σ. 163-165, 233-237).
Н. вступил на К-польский престол, сместив Каллиника II Акарнана. По утверждению историка митр. Афинского Мелетия II, Н. выступил против Каллиника, поскольку тот изгнал его с Адрианопольской кафедры и поставил на нее митр. Климента (Μελέτιος. 1784. Σ. 483). Эти сведения подтверждает и участник событий вел. логофет Иоанн Кариофилл (Ζερλέντης. 1890. Σ. 40). Н. прибыл в К-поль только 22 дек. Менее чем через 3 месяца Каллиник сумел добиться возвращения на кафедру и Н. покинул К-польский престол.
Н.- герой сатиры «Стойло», к-рую в 1692 г. создал в Бухаресте мон. Неофит, близкий ко двору господаря мч. Константина (Брынковяну). Сатира представляет собой диалог между покойными и здравствовавшими на тот момент деятелями греч. Церкви, в числе которых патриарх Дионисий IV Серогланис и митр. Нисский Герман (Локрос) (Panou. 2012). В ходе диалога Н. обращается из могилы к своему духовному сыну с утешением и рассказом о загробном мире, в котором его собеседниками стали античный ученый Аристарх, господарь Шербан Кантакузино и Александр Македонский (Legrand. 1881. P. 154-155).